СЛОВО ИСТОРИКА II |
ПРОДОЛЖЕНИЕ |
Хотя народ мы очень маленький, немногочисленный, слабый и неоднократно попадали под гнет чужеземного властелина, однако и наша страна гордится подвигами героев, достойных того, чтобы их вписать в летопись.
Мовсес Хоренаци, историограф V века. Армянский народ – один из древнейших среди современных культурных народов. Он пришел в этот мир из такой отдаленной древности, когда не только не существовали еще современные европейские народы, французы, итальянцы, русские, но и едва выступали на историческую арену народы древности античной, римляне и эллины. Армения, страна гор и жаркого солнца, — одна из жемчужин Закавказья. Судьба не поскупилась для нас на испытания и несчастья, но мы выстояли; мы теряли свою землю, мы испытывали гонения, но вопреки всему сохранили себя, свой язык, культуру, религию. Современная Армения – маленькая страна. Страдания нашего народа неописуемы. Это путь среди бесчисленных опасностей. К сожалению, Армения всегда оказывалась в окружении хищников посильнее ее. То они договаривались между собой и делили нашу страну на две части, то ее целиком захватывал сильнейший и держал в своих руках насколько это возможно. На протяжении своей долгой истории армяне вели борьбу за независимость; будучи часто на грани физического уничтожения, они находили в себе силы, чтобы вновь возродиться, спасти свою культуру. К великому сожалению мы постоянно находились в окружении народов, исповедующих другую веру и воинственно настроенных против нас. Несмотря ни на что мы не исчезли, как многие другие народы. Сколько народов в один прекрасный день исчезли с географической карты, оставались лишь только имена. Таких народов очень много. А мы живем, говорим на том же языке, на котором говорили наши отцы и деды. Язык восполнял то, что у нас отнимали, не давал умереть памяти и вновь собирал нас, рассеянных по белу свету. Такова наша судьба. На протяжении своей многовековой, суровой истории армяне показали себя способными выжить и создать собственную культуру, внести свою лепту в общую историю народов. К сожалению, на долю армян выпало жить в суровом крае, в окружении агрессивно настроенных мусульманских стран (Турция, Азербайджан). Территория Армении многократно подвергалась завоеваниям, причем, интеллигенция при таких завоеваниях, как правило, уничтожалась. Уважаемые читатели, хочу провести исторический экскурс по истории Армении и других стран, которые не раз страдали от захватнического вторжения турецких войск, которым прекрасно знакома эта страшная беда, чьи исторические территории были захвачены и кому не понаслышке знакомо страшное слово «Геноцид», хотя сами турки всегда все отрицают. Туркам всегда свойственно с неохотой признавать свои ошибки, и большинство неудач в истории и политике они склонны представлять результатом козней недружественных соседей. В культурно-психологическом портрете «типичного» турка, каким десятилетиями рисует его официальная пропаганда, места для ошибок и неудач нет, ну а ложь повторять как можно чаще, чтобы она приобрела статус привычной, не поддающейся сомнению истины. Турецкая государственность за более чем 500-летнюю историю своего существования множество раз доказывала, что она является вплоть до наших дней геноцидным государством с воинствующей идеологией. Она использует для подавления национальных особенностей подвластных нетюркских народов любые средства, уничтожая их национальную и историческую память. Таковыми являлись армяне, греки, сербы, ассирийцы, сирийцы, езиды, болгары, румыны, курды, которые на протяжении своей многовековой истории встали на борьбу с общим врагом, а верность российским интересам дорого обошлась этим народам: только с 1890 по 1923 гг. турками было уничтожено 6 миллионов армян и греков, 800 тысяч ассирийцев, 700 тысяч христиан сирийцев, 500 тысяч болгар, 250-300 тысяч езидов. В последнее время в истории пропагандируется ошибочная версия, что все злодеяния турков были учинены во времена правления Младо турков, но история этой вражды уходит своими корнями глубоко в прошлое и на самом деле история показывает и доказывает, что веками турецкое правительство на правительственном уровне покровительствовало захватническую политику не только над армянским народом, но и над многими другими народами. Цель политики на протяжении многих столетий, проводимой турецкими националистами, заключалась в вытеснении армян с их исконных земель и создании на этих территориях надуманного турецкими историками и идеологами государства «великий Туран», т.е. великая Турция – держава, основанная на «кровном» родстве. Армяне, проживающие на территории нынешней Турции, стали досадной помехой в осуществлении своей шовинистической идеи, то есть создания моноэтнического государства, объединяющего народы тюркского происхождения. Активными пропагандистами этой идеи выступили все турецкие правители. История помнит основоположника "новой и демократической" Турции Ататюрка (Мустафа Кемаль), который на государственном уровне санкционировал уничтожение курдского народа, помнит также президента Турции Т.Озал, провозгласившего наступающее столетие «тюркским веком». По позднейшему признанию вдовы Т.Озала Семры Озал, ее супруг в последние годы жизни даже работал над планом объединения всех тюркских республик в одном государстве "типа США" под руководством Турции. Война с Турцией веками приносила страшные страдания многим народам. На оккупированных территориях турки чинили зверства, уничтожали население, грабили села. Нашествие турков сопровождалось страшными опустошениями и разрушением многих закавказских городов. Оно имело огромные последствия для исторических судеб Закавказья. В описаниях современников туркское нашествие предстает как бедствие для стран Закавказья. Они заселялись в армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать. На Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришедшим тюркским. То же самое имело место и в пределах Закавказья. С Именем Тимура связана новая волна тюркских племен, нахлынувших в Закавказье. Особенно пострадали земли Армении, все большее число которых отнималось у местного населения и заселялось пришлыми кочевниками. Этот процесс продолжался и в XV столетии. Но смерть Тимура привела к мгновенному распаду его империи. Страны Закавказья оказались под властью или в сфере влияния сначала державы Кара Коюнлу ("Черные бараны"), а затем Ак Коюнлу ("Белые бараны"). И в той, и в другой господствовала знать кочевых тюркских племен, в основном так называемых туркмен. На протяжении XV в. самостоятельность сохраняли грузинские государства, а также Ширван. Грузия распадалась в XV в. на отдельные части. Хотя формально такой распад был узаконен лишь решением дарбази (высшего совета) в 1491 г., на деле Картли, Кахети и Имерети стали самостоятельными раньше. Из грузинских царств XV в. самым богатым и сильным оказалось Кахетинское. Расположенное относительно далеко и от Кара Коюнлу и от Ак Коюнлу, богатое шелком, Кахети во второй половине XV в. резко выделялось из прочих грузинских земель. Богат был и Ширван, а также небольшое княжество Шеки на северо-западе от Ширвана. На остальной территории Закавказья безраздельно хозяйничали тюркские орды сначала Кара Коюнлу, а потом Ак Коюнлу. Однако правители Ак Коюнлу, закрепившись в Западном Иране, восточной Малой Азии и Южном Закавказье, быстро поняли угрозу со стороны набиравшей силу Османской империи. Были сделаны попытки создать антиосманскую коалицию, в которую входили бы грузинские царства, Трапезундская империя и даже некоторые европейские государства. До активного содружества дело, однако, не дошло. Османы действовали решительно и быстро. В 1461 г. они ликвидировали Трапезундскую империю, а в 1473 г. при Терджане разгромили "белобаранного" правителя Узун Хасана. На сей раз турки, правда, дальше на восток не пошли, но угроза этого возникла. Правители Кахетии и Ширвана пытались найти новых союзников, даже в далекой Москве, только что сбросившей золотоордынское иго. Но на практике это мало что давало небольшим закавказским государствам. В конце XIV в. прекратило существование Киликийское Армянское царство, а на землях Центральной Армении шел процесс вытеснения армянского этноса тюркскими кочевниками. Армяне спасались от них в горах, в частности в ущельях горного Карабаха, который надолго стал одним из центров армянской общественной и политической жизни. Такая судьба ожидала и других народов. Турецкие власти решают захватить территорию Менгрелии. (Мегрельское княжество - феодальное княжество, образовавшееся в конце XV - XVI вв. в результате распада Грузинского царства. В XVI в. территория Мегрельского княжества охватывала часть современной Абхазии до р. Кодор.) В первой половине XVII в. Мегрельское княжество заметно усилилось, но последовавшие затем междоусобные столкновения с другими грузинскими княжествами ослабили Мегрелию. Этим решила воспользоваться Турция, проводившая захватническую политику на восточном берегу Черного моря. Когда в 1774г. завершилась русско-турецкая война (1768-1774 гг.), по условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора, Мегрельское княжество освобождалось от турецкой зависимости. Вскоре турки начали нашествие на Балканы, которое привело к росту эмиграции славянского населения на запад и север за реки Дунай и Саву на протяжении XVI-XIX столетий. Сокращение православного населения в исконных районах его проживания стало важным следствием турецких завоеваний. Турецкие правители заселяли опустошенные юго-западные районы Старой Сербии мусульманским населением, преимущественно турками и албанцами из горных областей Албании. Туркам удалось закрепить многочисленное мусульманское население в важных со стратегической точки зрения районах Вардарской Македонии, Косова, Метохии, Санджака и Боснии. Этот мусульманский коридор как бы делил надвое область расселения сербов и черногорцев. Спасаясь от массовых злодеяний турецкого войска, часть сербов покидало родные места, другие же принимали ислам, что приводило к их постепенной исламизации. Стоян Новакович, посланник Сербии в Константинополе, писал в 1898 г. министру иностранных дел Турции о злодеяниях албанцев над "христианским населением сербской народности", которые преследовали цель "тот народ истребить в тех краях": "Число беженцев, которые переходят границу, чтобы спасти свои жизни, огромно и оно растет каждый день...". Несмотря на длительное выселение из района Косова и Метохии, сербы, как православные, так и принявшие ислам, в конце XIX в. еще составляли около половины населения. В результате победы в первой балканской войне, которую вели Сербия, Черногория, Болгария и Греция против Турции, последняя утратила почти все свои владения на Балканах, а территории стран балканского союза расширились. Вслед за другими народами подошла "очередь" курдского народа. В середине 20-х годов XX столетия геноцид курдского народа, который продолжается и поныне, успел унести несколько миллионов жизней. Очень важно отметить тот важный факт, что если греки, армяне, ассирийцы уничтожались как "неверные", и это оправдывалось "высшими интересами турецкого народа", то на сей раз уничтожаются единоверные туркам курды, которые на протяжении всей истории Османской империи были самым лояльным по отношению к ней народом и в меру своих возможностей и сил служили интересам турецкого государства. Здесь нелишне было бы вспомнить, что одурманиваемое турецкими властями курдское население на протяжении долгого исторического времени оказывалось в ее руках орудием уничтожения неугодных туркам народов. Так, созданные в 80-х годах XIX столетия военизированные отряды "гамиде" (свое прозвище они получили от имени кровавого султана Абдул-Гамида) в основном комплектовались из курдов. Задача, поставленная перед отрядами "гамиде", была предельно простой: тотальное уничтожение мирного населения - греческого, армянского, ассирийского и езидского. По-прежнему постоянно давала о себе знать и негативная тенденция, прямо связанная с деятельностью хамидие и курдских феодальных кругов; ухудшалось положение многострадального армянского населения , не прекращались грабежи и насилия, в ряде районов беспорядки принимали угрожающие для безопасности государства размеры. В этом плане хамидие продолжали выполнять свое назначение как орудие в руках турецкой реакции. В июне 1908 г. для расследования дел о насилиях хамидийцев прибыл в Битлис начальник войск хамидие ферик (генерал-лейтенант) Ахмед-паша. Он созвал всех командиров бригад хамидие и вынудил их дать ему крупную взятку. После этого Ахмед-паша нашел жалобы армян ложными и некоторых из жалобщиков засадил в тюрьму. Обогащались за счет ограбления хамидийцами беззащитного армянского населения главный шеф хамидие Зеки-паша и даже более -высокопоставленные персоны. Как утверждал Ширков, "денежные подарки, отправляемые курдами в Эрзинджан (где находилась ставка Зеки-паши. - М.Л.), совершают оттуда путешествие и к Босфору в дома пашей и выше". Характерной особенностью политической обстановки в Турецком Курдистане и Армении в годы, предшествующие младотурецкой революции, являются совместные выступления курдов и армян как против турецкого господства, так и против разбоев, чинимых во время феодальных мятежей типа восстания Ибрагим-паши. Эти совместные действия были уже не редким исключением, а, скорее, правилом, что свидетельствует о провале попыток турецких властей, предпринятых после Сасунских событий 1903-1904 гг., вновь спровоцировать курдо-армянские столкновения. В этом смысле весьма поучителен эпизод, героем которого был курдский вождь из Ванского вилайета Сафар-ага. В июне 1908 г. во время подавления турецкими карательными войсками восстания, организованного армянскими революционерами - "комитаджиями" (комитетчиками), Сафар перешел на сторону армян. В ожесточенном бою турецкие войска были обращены в бегство, а комитаджии успели после поражения скрыться. Но сам Сафар-ага был смертельно ранен. Как передавали русские корреспонденты из Стамбула, в последних словах Сафар-ага осудил свои былые преступления против армян (от его руки пало до 300 человек) и проклял тех, кто научил его "не признавать человеческих законов". Также история помнит агрессию Турции над Кабардой. В начале 1720 г. крымский хан Саадат-Гирей отправил в Большую Кабарду своих посланцев с требованием прекратить всякие сношения с Россией и присягнуть Турции и Крыму. Получив отказ, он вторгся в Кабарду. Турция и крымский хан продолжали сеять рознь в Кабарде. Это проявилось и в том, что в 20-х гг. XVIII в. среди кабардинских князей возникли феодальные междоусобицы, имевшие роковые последствия. |