CЛОВО ИСТОРИКА  

Горе тебе ,армянский народ , что живешь веками среди врагов ,горе тебе, что уничтожают тебя, как могут , но не смогут никогда , потому что с нами истина.




Сегодня мировое сообщество задаётся вопросом: в чем кроется ненависть и отчуждение двух народов, армянского и турецкого.
История этой вражды уходит своими корнями глубоко в прошлое.



По-разному складывается история народов. От иных давно уж и следов не осталось (Шумери, Аккады, Хети, Митани-Хуримитийцы), а ведь столетиями процветали и соседей заставляли трепетать. А вот некоторые другие... Судьба не поскупилась для них на испытания и несчастья, но они выстояли; они теряли свою землю, они испытывали гонения, но вопреки всему сохранили себя, свой язык, культуру, религию.
Эти заметки ни о греках и ни о евреях, а ещё об одном классическом народе - ¬армянах. На родине в Армении, в одном из древнейших государств мира, их насчитывается около 3 млн. человек, а за её пределами - ¬ вдвое больше.
Армянский народ ¬ - один из древнейших на земле, возникший намного ранее других европейских народов - в период, когда едва зарождались этносы античной древности - римляне и эллины.

На протяжении своей долгой истории армяне вели борьбу за независимость; будучи часто на грани физического уничтожения, они находили в себе силы, чтобы вновь возродиться, спасти свою культуру.
Постоянно находясь в окружении народов, исповедующих другую веру, им ни раз приходилось идти на мученичество, и чаще всего коллективное, тем самым доказывая справедливость слов полководца Вардана, с которыми он обратился к своим воинам пятнадцать веков назад: "Враг думает, что христианство для нас это только одежда, но он увидит, что нельзя изменить цвет своей кожи".
Армяне, проживающие на территории нынешней Турции, стали досадной помехой в осуществлении своей шовинистической идеи, то есть создания моноэтнического государства, объединяющего народы тюркского происхождения.
Цель политики геноцида и агрессии на протяжении многих столетий, проводимой турецкими националистами, заключалась в вытеснении армян с их исконных земель и создании на этих территориях надуманного турецкими историками и идеологами государства «великий Туран» т.е. великая Турция. С этой целью в Турции и отдельных зарубежных государствах были созданы национально- религиозные, политические и даже террористические организации.
В последствии этой политики историческая территория Армении сегодня принадлежит Турции, и где-то там остались душа, сердце, глаза Армении – Арарат, Ахтамар, Ван, Муш, Сасун, Битлис, Зейтун, Ерзнка.
Государственность Турции стоит на костях армянского народа.

Мец Егерн - Величайшее злодеяние - так армяне называют страшные события, которые происходили на территории Османской Турции в течение полувека и достигли своей кульминации в 1915 году.
Во время Первой мировой войны весной 1915 года началась массовая депортация армян в пустыни Сирии и Месопотамии, часть их была уничтожена на месте, другая - погибла в пути. Резня была продолжена в 1916 году, она происходила в Западной Армении и во всех районах Турции, где испокон веков жило армянское население. Западная Армения лишилась своего коренного населения.
Число погибших от невыносимых условий депортации и жестокого обращения исчислялось сотнями тысяч. Всего за время геноцида было уничтожено около 2 млн. армян. Ужасающи многочисленные свидетельства очевидцев этих страшных событий - дипломатов и миссионеров, находившихся в то время в Турции.
Вот что говорило правление младотурок: «Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле и забылось само это слово – «армянин». Сейчас идет война, такого удобного случая больше не будет! Мы можем не бояться ни вмешательства великих держав, ни протестов международной прессы.
Они не успеют сдвинуться с места, как все будет исполнено, завершено. Резня будет всеобщей, в живых не останется ни одного армянина».

Армянский народ вели на Голгофу на глазах всего христианского мира, всех великих держав. Они могли остановить резню, но не захотели: у каждой был свой интерес. Когда пастор Иоганнес Лепсиус добился встречи с Энвером-пашой, прося генерала о милосердии, тот ответил: «Господин Лепсиус, мы будем придерживаться политики, отвечающей нашим интересам».
Социально бесправные, армяне были беззащитны перед лицом грабежей, вымогательств чиновников, поборов, насилия и убийств. Например, армяне не могли в суде надеяться на какое-либо возмещение потерь от разбоя или воровства без подтверждающих показаний мусульманина.

Нередки были случаи, когда ненависть толпы подогревалась мусульманскими вождями, и тогда турки врывались в дома, убивали жителей или оскверняли, поджигали и грабили церкви. За время геноцида было уничтожено множество бесценных памятников древней армянской архитектуры и письменности.
А чтобы лишить народ его духовных лидеров, еще до начала депортации по всей стране были казнены сотни священников. «Во время депортаций священство было почти полностью уничтожено», - пишет итальянский писатель Джованни Гуайта в своей книге «1700 лет верности. История Армении и ее Церкви», - но присутствие священников в караванах депортируемых, в распределительных лагерях и в пустынях, подтвержденное многими свидетелями, имело для людей огромное духовное значение. Часто священники могли только хоронить погибших, но депортированные чувствовали, что мать-Церковь поддерживает их в страдании и сопровождает на этом последнем пути.
Лучшие умы армянского народа были убиты турками: Григор Зограп, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак, Ерухан, а музыкальный гений Комитас не смог вынести муки своего народа и помешался.


Отсутствие гарантий личной безопасности граждан заставляло всех и каждого вооружаться, чтобы в случае необходимости суметь защитить свою жизнь. Право на вооруженную самозащиту принадлежало всем нациям, кроме армян, поэтому понятно, что их существование, полностью зависело от прихоти разбойничьих курдских и турецких банд. Если у армянина находили оружие, его немедленно казнили. Нередко армян арестовывали, даже если не удавалось найти никакого оружия; такие аресты мотивировались тем, что оружие, мол, спрятано в надежном месте.
Турки убивали армян, простых, добродушных и обыкновенных, не уничтожив ни одного настоящего преступника, потому что все истинные преступники держались от поля боя подальше, и никакие политические соображения не дают основания отрицать исторические факты. Это освобождает преступников от ответственности, дает возможность продолжать зверства и поощряет других на подобное зверство. Непризнание большинством стран мира самого факта геноцида армян порождает у несведущих людей сомнение – а был ли вообще геноцид армян или, как утверждают средства массовой информации Турции, были взаимные жестокости: турки убивали армян, армяне убивали турок. Но это заведомая ложь. Армяне убивали только тех турок, которые нападали на них, на их дома, на их родных и близких. Турки же убивали любого армянина. Армянские народные мстители (в отличие от мусульманских террористов) убивали конкретных виновников геноцида, а не турок вообще. Бежавшие за границу лидеры младотурок, опасаясь за свою жизнь, всегда ходили в сопровождении телохранителей или единомышленников. Талаат-паша в роковой для него день шел в сопровождении двух друзей. Согомон Тейлирян мог застрелить всех троих и скрыться. Но он убил лишь Талаата-пашу и дал возможность арестовать себя.
После ужасных сумгаитских событий 1988 г в Ереване ни одного азербайджанца пальцем не тронули. Я даже не представляю, что бы сделали с погромщиком из Сумгаита, появись он в те дни в Ереване. Но! Армяне знали, что проживавшие в Ереване азербайджанцы не участвовали в погромах в Сумгаите, и их пальцем не тронули. Так что легенда о так называемом «паритете» - турки убивали армян, армяне убивали турок, азербайджанцы убивали армян, армяне убивали азербайджанцев, - легенда, родившаяся в Анкаре и в Баку и которую тут же подхватили СМИ многих стран, - заведомая ложь.
Согласитесь, факты – упрямая вещь.

60¬е годы… В Германию в числе рабочих из Турции прибыли тысячи армян из тех, чьи родители пережили геноцид и остались на территории Турции, не имея права даже говорить на родном языке. Несмотря на это, они не утратили своего самосознания, веры предков, обычаев.

Для нескольких поколений армян геноцид стал «родовой травмой», они рождались с этой болью, с этим помешательством и умирали, не исцелившись ни от боли, ни от ненависти. Долгие годы армянам даже запрещалось отмечать эту трагическую дату.
Писатель Андрей Битов, приехав в Ереван в начале 70-х годов, не смог найти ни одной книги о геноциде, достать ее оказалось так же трудно, как Библию.

Да, прошлое изменить нельзя, но помнить его необходимо – и внукам жертв, и внукам палачей. Все равно придется быть соседями, торговать, принимать послов, пить кофе за одним столом. Никуда не денешься. Мы сами устали от своей неизлечимой боли. Незадолго до смерти Геворк Эмин написал: «Устал я от «армянского вопроса» – «армянского ответа» хочу».


Разве можно вычеркнуть из человеческой памяти истребление почти двух миллионов армян, проживавших на своей исконной территории? Можно ли закрыть глаза на исчезновение из мировой духовной культуры бесценных памятников древней архитектуры и письменности?
Наш народ и история будут помнить об этих трагедиях, наша нация навсегда сохранит это в своей памяти и передаст грядущим поколениям.



Современная Турция не признает геноцид армян, совершенный ее властями в конце XIX - начале XX века, а мировое сообщество отчасти официально осудило его. Сегодня армяне - дети и внуки тех, кто стал жертвой преступления, находятся под психологическим и интеллектуальным бременем пережитой в прошлом трагедии. Ни палачи, ни жертвы не могут освободиться от наследия прошлого, пока одной стороной не будут сказаны слова покаяния, которые помогут другой стороне произнести слова прощения.


ЛЮБИМЫЕ ССЫЛКИ



Hosted by uCoz