301г - важная дата в национальной истории.
Армения приняла христианство одной из первых в древнем мире, тогда же христианство стало её государственной религией. До этого периода народы, населяющие армянское нагорье, поклонялись языческим богам, в их честь строили языческие храмы. Однако после принятия христианства все языческие храмы были разрушены и на их месте были построены христианские церкви. До наших дней из языческих храмов сохранился только Гарнийский храм.
В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности. В их числе нормы нравственности и справедливости: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», не сотвори себе кумира, почитай отца и мать твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и другие. Однако правящий царь Трдат III Великий (287-330 гг.)
долгое время не хотел принимать христианство. Многие годы царь преследовал последователей Христа, а за исповедание христианства Трдат велел бросить Григория, главного проповедника христианства в Армении, в ров для того, чтобы он погиб от голода. Однако Григорий прожил там 13 лет, прокармливаемый благочестивой женщиной. В то время как Трдат впал в безумие, он был исцелен Григорием, после чего царь освободил его (проповедника новой веры великомученика Григора (Григория Просветителя - Лусаворич) из темницы вместе со всей царской семьей и принял от него крещение и повелел крестить весь народ, всех жителей страны Армянской, от мала до велика. Господствовавшая до этого на протяжении многих веков, унаследованная от предков древняя языческая вера, поклонение всему множеству «выдуманных, рукотворных» богов-идолов, были запрещены, а христианство провозглашено единственно приемлемой и опекаемой государством религией. Это произошло на пятнадцатом году царствования Трдата, то есть в начале IV века, в 301г.
Такова легенда, однако у царя были свои субъективные причины от отказа от принятия христианства. Дело в том, что отец Григория, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя (Хосров), отца Трдата и за это сам поплатился жизнью; все его семейство было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он скоро расстался с женой; она поступила в монастырь, а Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроеву, Трдату, желая усердной службой загладить вину своего отца.
После этих событий Григорий построил храм в городе Вагаршапате— столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (то есть Иисус Христос), который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. В 325г Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где в 326г и умер, быв похоронен в Эчмиадзине. (Сегодня в Эчмиадзин съезжаются тысячи людей со всей страны, сотни представителей армянской диаспоры. Раз в семь лет здесь проводится обряд мироосвящения. Миро - особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Армении его делают из оливкового масла, к которому добавляют специальный бальзам и 40 видов различных ароматических смесей. Компоненты варят отдельно, затем смешивают и освящают. В церемонии кроме Католикоса участвуют 12 армянских епископов. Приезжают представители Апостольской церкви из Константинополя, Иерусалима и Бейрута. Они по очереди заливают в котел ингредиенты и обязательно старое миро, оставшееся от прошлой церемонии. Считается, что в нем осталось немного масла, освященного еще самим Христом. Затем Католикос погружает в котел копье - то самое, которым римский сотник Лонгин пронзил грудь Спасителя и прекратил Его страдания. Мешают миро Дланью Георгия Просветителя - ракой, в которой хранятся мощи первого Католикоса Армении).
В 301г с принятием христианства, как государственной религии, армяне сразу же поверили в силу Воскресения Христова и поэтому армянский народ поистине можно считать «Сыном Воскресения». Доказательством этому служит вся наша история, вся наша жизнь. С первых же дней из-за имени Господа Иисуса Христа нас уничтожали физически, морально и духовно, но мы всегда воскресали. И благодаря этой вере мы никогда не отчаивались, вновь и вновь восстанавливая разрушенное и созидая новое. И поэтому не удивительно, что вся наша история, искусство, архитектура, богослужение, язык, шараканы, кресты и хачкары пропитаны духом Воскресения.
Когда христианский мир в Халкидоне решал христологические споры, армянский народ, будучи брошенный на произвол судьбы своими братьями по вере во Христа, защищал христианскую веру от нападок языческой Персии. В мае 451г произошла знаменитая Аварайрская битва, которая явилась первой во всеобщей истории вооруженной самозащиты христианства, когда друг другу противостояли жизнь и смерть, вера и отречение. Аварайрская битва возвысила и воспламенила армянский дух настолько, что он стал способен жить вечно, ибо армяне шли на смерть с лозунгом: «Неосознанная смерть – это смерть, смерть же осознанная - бессмертие».
Геноцид армян в апреле 1915г уничтожил почти 2 миллиона армян, из них 4000 священнослужителей. Армения перенесла 70 лет так называемого «безбожия». Сумгаит, блокада и мрак, голод и холод, Арцахская война и хаос… И даже все это не смогло победить веру армянского народа в силу Христова Воскресения!
И не удивительно, что это всегда приводило к изумлению многие народы. Вот что они говорили о нас:
«Веками на долю армянского народа приходились тяжелейшие и горькие испытания, нечеловеческие страдания и лишения, какие только судьба могла преподнести людям. Но народ всегда поднимал голову, строил и благоустраивал свою прекрасную землю, создавал уникальные ценности архитектуры, науки, литературы и искусства, возрождаясь, ценой огромных усилий, как птица Феникс, из пепла… К национальным чертам характера армян обычно относят их необыкновенную целеустремленность, энергичность, приспосабливание к меняющимся условиям, жизнестойкость, предприимчивость и огромное трудолюбие. Им присуще такие качества, как: постоянство в дружбе, готовность к взаимопомощи, особое пристрастие к учению и ремеслам, уважение к письменной культуре, преданность своему языку, дому и семье… И хотя армяне весьма восприимчивы к воздействию культур других народов, они еще с глубокой древности сумели пронести через века и сохранить до наших дней свою самобытность, уникальность и традиции поведения… В народе говорили, что «гость всегда от Бога», поэтому каждому путнику, постучавшемуся в дом, всегда были готовы кров и пища, а его коню – овес и вода... Армения – единственная страна в мире, где сооружен памятник алфавиту».
И в конце концов, кто, если только не армянин, будучи сам в скорби, может сказать совсем чужому человеку (независимо от национальности и веры) эти слова: «Цавт Танем» (унесу твою боль), и сразу же доказать это на деле.
Айрапетян Э.С.
|